Сборник статей
Статьи тематикам:
Экономика
|
|
Совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция
С точки зрения выбранного критерия структуризации рынка (способность влиять на рыночную цену продукта) существующие рынки продуктов можно отнести либо к рынкам совершенной конкуренции, либо к рынкам несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции состоит из очень большого количества продавцов и очень большого количества покупателей, ни один из которых не может оказать никакого влияния на цену. Следовательно, фирма - совершенный конкурент (или просто конкурентная фирма) принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от объёма производства. Другими словами конкурентная фирма является ценополучателем (price taker). Кто же дает эту цену? Разумеется, рынок: в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения устанавливается равновесная цена, которую и принимают конкурентные фирмы.
В действительности на большинстве рынков либо покупатели, либо продавцы берут в расчёт свою способность воздействовать на цену. Такие рынки называются рынками несовершенной конкуренции. Способность влиять на цену называется рыночной властью или властью над рынком. В данной лекции нас интересуют продавцы, способные влиять на цену, то есть фирмы - несовершенные конкуренты (price searchers - ценоискатели).
Существуют три модели рынков несовершенной конкуренции:
-чистая монополия (максимальная рыночная власть);
-олигополия (значительная власть над рынком);
-монополистическая конкуренция (власть над рынком минимальна).
|
|
|